Шкала оценки знаний

Принято считать, что в наших учебных заведениях оценка знаний ведется по пятибалльной шкале: 1, 2, 3, 4, 5, хотя “единицей” пользуются в крайне редких случаях. В нашем просвещении, видимо, существуют какие-то инструкции с критериями оценок, но много преподавателей, знающих эти критерии? А и родители и учащиеся их знают? Скорее всего нет…. И на вопрос: “А за что мне двойка?, – обычно следует ответ: ” За то, что не знаешь ничего”

А ведь  еще 8 декабря 1834 года (более 150 лет назад!) был высочайше утвержден документ, точно очертивший, какую  оценку и за что следует ставить. Называется он “Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках”. Вот что в нем говорилось:

1-я степень (успехи слабые). Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, – или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному.

2-я степень (успехи посредственные). Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки; но и те присвоил одной памятью. Он не проник в ея основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит по некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не смог заменить трудом или постоянным упражнением. Отличные дарования, при легкомыслии и праздности, влекут за собою то же последствие.

3-я степень (успехи удовлетворительные). Ученик знает науку в том виде, как она ему преподана; он постигает даже отношение всех частей к целому в изложенном ему порядке; но он ограничивается книгою или словами учителя; приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собой отдаленнейшие точки; даже выученное он применяет не иначе как с трудом и напряжением. На сей-то степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту ступень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшими развитиями науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда после памяти нас посещаемое, пробуждается часто среди этой даже механической работы.

4-я степень (успехи хорошие). Ученик отлично знает преподанное ученье; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует таковому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.

5-я степень (успехи отличные). Ученик владеет наукою: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, с проницательностью довольно изощренную упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где можно выразить против теории. Всё сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоинством, что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности, и что размышления при помощи книг, к той науке относящихся, распространило познания его далее, нежели позволило нередко одностороннее учителя на вещи. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знания”.

Документ этот восхищает глубиной мысли и тактом. Даже получение “единицы” не унижает человека: может же он “не радеть при склонности к чему-либо иному”!  В нашей же практике двойке приписывают “плохо”, а для тройки оставляют и “посредственно” и “удовлетворительно”.

Учителям, родителям и ученикам полезно знать эти критерии.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Шкала оценки знаний”

  1. RED:

    Хорошая статейка, родителям следует почитать, что-бы учителей не заморачивали, и учителям – что-бы могли четко аргументировать своё мнение

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanks: Torg.1777
Яндекс.Метрика